Просмотров:   729

В Киево-Печерской лавре

Успенский собор.

Лавра в Киеве стоит
С золотыми куполами
В Ней Сокровище лежит
Чудеса творя веками
Вереницей люд идёт,
Освещая путь в пещере
Поклониться не забудь,
Припадая сердцем к Вере
Мощи праведных лежат-
Люди молятся с надеждой
Прикасаясь к ним шепча:
"Помогите,Старцы,грешным"
В Душе светится Надежда
Загораются сердца
И молитва,пробудившись,
Улетает в Небеса
Аромат сирени нежной
Заставляет замереть:
"Ах,какое восхищенье."
Людмила Кабанова

Успенский собор.

Лавра
Существует несколько мнений о том, когда именно преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер, но большинство ученых относят это событие к 1051 г. И именно эту дату принято считать датой основания Киево-Печерского монастыря.
Когда вокруг преподобного Антония собралось 12 иноков, были устроены новые келии, началась перестройка нынешних Дальних пещер.
В 1057 г. преподобный Антоний, стремившийся к уединению, старшим среди братии поставил преподобного Варлаама, который стал первым киевопечерским игуменом. Сам же он переселился на другой склон, где ископал для себя новую подземную келью — ныне Ближние пещеры. Но и здесь вскоре возле преподобного Антония собрались иноки. Так возникли два комплекса пещер подземного монастыря: Ближние, или Антониевы и Дальние, или Феодосиевы.
При игуменстве преподобного Феодосия в 1060-1062 гг. над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь, куда и братия перешла из пещер. Численность ее составляла около 100 человек, что было весьма много даже для греческих монастырей.
Необходим был устав — свод правил, регулирующих жизнь монастыря. Поэтому преподобный Феодосий послал одного из иноков в Константинополь к скопцу Ефрему, чтобы тот переписал Студийский устав и принес его в Киев. В это же время в Киев прибыл митрополит Георгий, и с ним — один из иноков Студийского монастыря Михаил, сопровождавший его и передавший монастырю монашеский устав. На основании этих двух вариантов и был создан устав Печерского монастыря. Следует отметить, что в отличие от Дальних пещер на Ближних пещерах в Древнерусский период наземного монастыря не было.
По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х гг. XI в. центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., а в Дальних — преподобного Феодосия в 1074 г.

Роспись Успенского собора.

Заложен храм 1073 г., а построен в 1075-1077 гг. В те времена это было шестистолпное однобашенное 43-метровое сооружение. 1082-1089гг. интерьер храма расписан фресками и украшен мозаикой. Последний значительный ремонт собора был проведен в 1893—99 гг. Тогда всю лепку на фасадах заменили на репродукцию, сняли верхние яруса иконостаса. Перед западным порталом появился нелепый стеклянный тамбур. Одновременно храм был заново расписан группой художников под руководством Василия Петровича Верещагина. Живописные работы закончены в 1901 г. При этом варварски уничтожена стенопись XVIII в., содержавшая ряд уникальных портретов лаврских архмандритов и ктиторов — князей, царей и гетманов.

Более чем за восемь столетий существования Успенского собора в нем сложился уникальный некрополь, насчитывавший свыше 300 захоронений. Некоторые надгробия составляли немалую художественную ценность — как-то ампирное надгробие фельдмаршала Румянцева-Задунайского, созданное архитектором Тома де Томоном и скульптором Иваном Мартосом в 1805 г.
После закрытия монастыря в 1926 г. храм использовался как объект музейного показа.

Собор был разрушен во время Великой Отечественной войны — 3 ноября 1941 г. На центральной площади Заповедника остались только его руины.
Внутреннее и внешнее убранства в стиле барокко придало ему легкость и в то же время торжественность. Интерьер собора расписала группа художников под руководством П. Поповича.

Крестовоздвиженская церковь,Никольский храм,Всехсвятская церковь.

В Киево-Печерской лавре был несколько раз.Утром приезжаю или если не один то приезжаем поездом из Москвы.Выходной день.Попадаем на службу в Крестовоздвиженскую церковь.Обязательно вместе с записками о здравиии,заказываем сорокаусты.Цены по сравнению с Москвой небольшие.Плату принимают и в рублях.Один раз поезд на котором ехал пришел около 9 утра но все равно попал на третью службу,но уже в храме возле Успенского собора.По моему Трапезная церковь во имя прпп. Антония и Феодосия.Сам Успенский собор все время закрыт.Все думал почему? Теперь почитал в интернете,что там музей и происходит реставрация.Запомнилась служба в этом храме.Много причастников добирались на поездах очень похвально ведь хотели причаститься в Лавре.Однако в дороге не придерживались поста перед причастием,о чем чистосердечно и признавались на исповеди, надеясь очевидно что им как путешествующим это простится.В итоге многие не были допущены к причастию.
Теперь о храмах лавры
Троицкая надвратная церковь.
Четырехстолпный крестовокупольный храм (10×8,9 м) возведен в 1106-1108 гг. на средства Черниговского князя Святослава Давыдовича, который принял постриг и стал известным как монах Святоша. Сооружение доныне сохранило свою первоначальную планово-пространственную конструкцию.

Больничный Никольский храм где врачевал преподобный Агапит.

Замыкают улицу Экономические ворота, над которыми возвышается пятикупольная Всехсвятская церковь, построенная в конце XVII в. на деньги гетмана Ивана Мазепы. В круговой вертикальной композиции, в пятикамерной конструкции, в форме куполов и архитектурных деталей нашли яркое воплощение черты архитектуры украинского барокко и гражданского строительства.

Ближние пещеры
После службы в пещеры
Пещеры есть Ближние , а есть Дальние . Вход в них бесплатный.Один раз записался на экскурсию,чтобы услышать рассказ и не пожалел очень интересно. Народу немного. Воздух, несмотря на то, что вы спускаетесь круто вниз, свежий. В Пещеры надо входить с горящей свечкой и держать её аккуратно, в левой руке, в ковшике ладони, зажимая между средним и безымянным пальцами. Экскурсовод нам сказала, что при выходе из Пещер, эти свечи нельзя выкидывать, и лучше их забрать с собой. Маршрут – для тех, кто отправляется в духовное путешествие.
Вы не заблудитесь, там висят стрелочки-указатели, или монах-дежурный вас сориентирует. Вовсе не значит, что «праздношатающимся» надо волноваться, не упустят ли они чего-нибудь более интересненькое на паломническом маршруте. Наоборот, верующим, я бы посоветовала по окончании своего пути свернуть на экскурсионный, потому что там… Илья Муромец и врач-монах Агапит и подземная церковь…, но обо всё по порядку. Вход в Ближние пещеры находится на территории Нижней Лавры за Крестовоздвиженской церковью .

Келия преподобного Антония Печерского.

С чего начиналась Лавра? Раньше всех этих церковных построек здесь на холмах не было – асуществовал только подземный монастырь . В этих холмах (я уже писала) и до крещения Руси были пещеры и здесь тоже молились древние славяне (волхвы?). Годом основания Лавры принято считать – 1051г., но, вернее сказать, основание подземного монастыря . … С греческого острова Афон сюда, в Киев, на эти холмы приехал монах Антоний (в миру Антипа, из под Чернигова)… …Когда Антоний ушёл в новую келью, игуменом монастыря – в 1062г. был избран монах Феодосий … Ближние Пещеры – называются ещё Антониевыми , а Дальние – Феодосиевыми . Но мощей этих святых отцов в Пещерах нет – есть только их кельи, там, где они жили и молились. Не считается, что их не нашли или они пропали – считается, что сами святые подвижники — основатели Лавры Антоний и Феодосий не пожелают пока открыться для обретения. Они ждут более достойных времён. Зажигаю свечку – спускаюсь вниз по узким каменным долгим ступенькам. Вот и развилка дорог – налево «экскурсантам», направо – паломникам. Ничего страшного здесь нет. Узкие коридоры, их высота и форма сводов – тщательно продуманы – они пропорциональны размерам человеческой фигуры. Стены белые, отштукатуренные. Воздух свежий, никакой «спёртости» или его недостатка не ощущается. В белых
стенах выдолблены арочные ниши, в которых стоят большие полированные ларцы со стеклянными крышками. В них лежат мощи. Очертания человеческого тела прикрыты красивой парчовой тканью. Святых переодевают — в обычные дни — в «повседневную» одежду, в праздники — в нарядную, в пост — в черную. Где-то из-под облачения можно увидеть шоколадного цвета кисть руки. Обретение мощей считается чудом. Даже самые заядлые дарвинисты и атеисты не могут не удивиться фактам, противоречащим всем законам природы: при t- 7-9˚ и влажности 80-100%, т.е. при самых что ни на есть неблагоприятных условиях, останки святых людей, которым уже около тысячи лет сохранились необъяснимым наукой образом. Монахи уходили в пещеры от мира, в поисках уединения, и жили здесь в затворах – каменных кельях. В стене было крошечное окошко и раз в три дня другие иноки приносили им просфору и новые свечи. Если всё это вдруг оставалось нетронутым, значит, затворники ушли в мир иной. По уставу монастыря их замуровывали в специальных полукруглых и длинных нишах, выдолбленных в стенах пещер – локулах и закрывали. Прикоснуться к ним можно было только по истечению 3-х лет, можно позже, но не раньше. Поразительное – где-то из локул вынимались костные останки и переносились в специальные костницы, а где-то – мощи оставались нетленными . Что это может означать? Что этот человек, через своё сильнейшее устремление к Богу, а значит к Любви и Добру, накапливал такую энергию, что сам становился сгустком благодатной энергии. Многие боятся мощей.

Мощи преп.Илии из города Мурома.

Но почему? В отличие от египетских мумий, источающих негативную энергетику, здесь совершенно противоположные ощущения. Здесь в Пещерах царит мир и покой. Ещё наверху, наша экскурсовод посоветовала не верить цифрам захоронений – потому что подсчитать их все в действительности просто невозможно. Но, тем не менее, Собор Преподобных Печерских святых включает в себя около 118-120 имен подвижников: 118 гробниц святых в Дальних и Ближних Пещерах и «закрытые» пока мощи преподобных Антония и Феодосия. Обычно, по церковному уставу, при основании любого храма в нём должна присутствовать хотя бы частичка каких-либо святых мощей. Учение о почитании святых мощей было утверждено Седьмым Вселенским Собором. Почитаются мощи «благочестиво, но не благолепно» (как иконы) и смысл почитания основан на том представлении, что «христианское тело есть храм Святого Духа». Так вот – любая церковь благодарна хотя бы малой частичке мощей!, а здесь в Пещерах Киево-Печерской Лавры находятся целые нетленные мощи 120 святых! Поэтому, спускаясь вниз, в Пещеры – будьте уверены – ничего плохого с вами там не случится. И если вы атеист и убеждены в том, что произошли от обезьяны, т.е. даже теория Дарвина вас не пугает и не смущает, то чему вы собираетесь пугаться здесь? Боитесь останков просветлённых людей? Теми же учёными подтверждено – что мощи святых обладают бактерицидными свойствами, защищают от радиации и очищают воздух на небольших расстояниях. Рядом с мощами святых распускаются цветы…. Я тихо хожу по достаточно тёмным коридорам. Удивительно, но огонёк свечи даже не колеблется, а горит ровно и ясно.В пещерах и узких коридорах народу достаточно мало. Никто никому не мешает. Только редкие туристические группы, бегущие по подземелью за

Церковь Ведения в храм Пресвятой Богородицы.

экскурсоводом, создают пробки. Около каждого ларца есть надпись с именем святого и родом его занятий, например: Дамиан целебник, Нектарий схимник, Алексей затворник, Григорий иконописец, Агафон чудотворец, Нестор летописец. Рядом висит либо изображение этого святого, либо его любимая икона. Люди прикладываются к мощам.

Обратил внимание, что многие стоят перед определёнными святыми и молятся им . В Пещерах есть удивительные по красоте подземные церкви .
В Ближних Пещерах их три : церковь Введения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Антония и церковь преп. Варлаама. Когда, ходя по подземным коридорам, заходишь в такой подземный храм…. Подземная церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы В Введенской церкви слева находятся мощи преп. Агапита врача – безвозмездного лекаря. Не было ни одной болезни, от которой этот святой монах не мог бы исцелить. Если вы купите при входе в Пещеры какую-либо иконку или что-нибудь другое (крестик, ладанку), то эти предметы можно здесь прикладывать и освящать на мощах. Мощи преподобного Агапита Печерского — лекаря безмездного . Напротив Введенской церкви – есть каменная комната – бывшая Трапезная, в ней располагаются мощи Никона Сухого (справа, проблемы ног), Луки Печерского (слева, женские печали), Ильи Муромца (второй слева, мужская сила) и младенца Иоанна (впереди, защита детей). Все это можно увидеть на коротком обзорном маршруте. Мощи преподобного Илии из града Мурома На длинном отрезке для паломников в числе прочих святых увидете мощи 12 мастеров – зодчих Успенского собора, Нестора Летописца («Повесть временных лет»), Алипия иконописца (с огромным удивлением прочитала, что возможно он, а не апостол Лука, является автором знаменитой иконы Владимирской Божией матери, которая сейчас находится в храме при Третьяковской галерее), а главное — келию преподобного Антония и его символическое захоронение. На стенах рядом – иконы. В этой крошечной каменной келье святой старец «завершил дни свои, живя в добродетели и не выходя из пещеры никогда и никуда сорок лет». Келья такая маленькая, в неё помещается не больше трёх человек, и уже не помню, как она освещается – кажетсясветом лампады, но ощущение такое, будто она озарена ярким светом. Эта келья находится прямо напротив церкви преп. Антония Печерского. Келия преподобного Антония Печерского

Икона преп.Феодосия Печерского перед местом его предполагаемого погребения.

Дальние пещеры
Далее – иду в Дальние пещеры . К ним можно пройти несколько сокращённым путём – напротив Крестовоздвиженской церкви надо нырнуть в длинную деревянную галерею.Есть более дальний путь по мощёной центральной дороге ко второй части Нижней Лавры – на этой территории (макушка холма) находятся очень красивые церковь Рождества Богородицы, Колокольня и небольшая Аннозачатьевская церковь . Здесь туристов несколько меньше, чем на территории Верхней Лавры и первой части Нижней – видимо, досюда доходят только сильные духом, или очень любопытные. Опять покупаю свечку и спускаюсь вниз – очень глубоко, очень. Сильно чувствуется, что над головой у тебя метров 20 грунта. Ноги уже устали пересчитывать ступеньки. Здесь маршрут тоже делится – на обзорный и молитвенный. Вход в Дальние Пещеры В Дальних Пещерах находится келья преподобного Феодосия , в которой из «мебели» всего две каменные лежанки с двумя каменными «подушками», лампадка и вазочка с цветами. Чуть дальше небольшая пещера, в которой на полках – в прозрачных сосудах с крышкой или таких же металлических хранятся – мироточивые главы – человеческие черепа, которые непостижимым (науке) способом источают особое благоуханное кристально прозрачное масло – миро. Это масло, действительно, имеет чудесные свойства исцелять недуги. Для совсем уж скептиков отмечу, что анализ мира, взятого от разных глав, показал, что это – высокоочищенное масло неизвестного происхождения, содержащее белок очень сложной структуры, синтез которого искусственным путём невозможен. Здесь, в этих Пещерах также есть три удивительные подземные церкви : церковь Рождества Христова, церковь

Мощи Агапита Печерского.

Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Феодосия, игумена Печерского. И оказывается, в последнем храме каждый день в час дня совершаются молебны, после которых все присутствующие помазываются драгоценным миром от мироточивых глав просветлённых людей.Если есть пузырек то монахи нальют миро от мироточивых глав.У меня был пузырек и я сподобился. Я постоял в миниатюрной Рождественской церкви и, выйдя, свернул в какой узенький коридор. Там оказалось символическое место захоронения самого преподобного Феодосия . Это очень сильное место. Икона преподобного Феодосия Печерского надвозможным местом его погребения.Выход из Дальних пещер в Аннозачатьевской церкви. Вообще, я советую приобрести в иконных лавках Лавры книжечки с подробными планами Пещер. Маловероятно, что там внизу вы их откроете и будете сверяться, но, тем не менее, они вам помогут. И ещё — в сувенирном магазинчике на территории Верхней Лавры (сразу слева от Святых ворот в арке) я увидел необыкновенно красивые иконы. Они были нарисованы художниками, покрыты лаком и украшены полудрагоценными камнями (~250 гривен). Продавщица мне сказала, что их пишут здесь в Лавре, монахи-иконописцы. Это, действительное, очень благодатное место. Но вот я уже на крутом мощёном спуске, который идёт по дну оврага, между двумя лаврскими холмами. С одной стороны бок холма зарос деревьями и усыпан бронзовыми листьями (внутри него Дальние Пещеры), другой склон опоясан мощнейшей белоснежной стеной Лавры, в серединке – аллея и шикарный огромный розарий. Как же тут замечательно летом. Впереди за воротами и оградой виднеется Днепр. А почти перед самим выходом по обеим сторонам от дорожки-аллеи находятся две каменных беседки-источника – Антония и Феодосия. С удовольствием воду, из каждого источника. Теперь всё.

Схема расположения лавры.

Киево-Печерская Лавра.
1. Троицкая надвратная церковь. святые врата Лавры2. Крепостные стены3.
Башня Ивана Кущника4. Часовая башня5. Онуфриевская башня6. Малярная
башня7. Никольский больничный храм8. Бывшие больничные покои Никольского
монастыря9. Бывшие келии соборных старцев10. Бывшая иконная мастерская
Лавры11. Большая Лаврская колокольня12. Собор Успения Пресвятой
Богородицы13. Бывший экономический корпус14. Церковь Всех Святых.
Экономические ворота15. Церковь Спаса на Берестове16. Ковнировский
корпус17. Корпус бывшей типографии18. Бывший дом наместника Лавры19.
Фонтан, бывший колодец20. Здание бывших митрополичьих покоев21. Бывшая
трапезная палата22. Трапезная церковь во имя прпп. Антония и Феодосия23.
Южные ворота24. Крестовоздвиженская церковь. Церковь «Всех преподобных отцов
печерских». Склад-магазин Киево-Печерской Лавры25. Вход в Ближние
пещеры26. Колокольня на Ближних пещерах27. Дебоскетовская (опорная)
стена28. Аннозачатиевская церковь29. Церковные лавки30. Церковь
Рождества пресвятой Богородицы31. Колокольня на Дальних пещерах32.
Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины33. Галерея, ведущая к
Ближним пещерам34. Галерея ведущая к Дальним пещерам35. Церковь
Воскресения Христова36. Вход в Дальние пещеры через Аннозачатьевский
храм37. Конференцзал, 45-й корпус38. Хозяйственные ворота39. Церковь
«Живописный источник»40. Киевские Духовные Академия и Семинария41.
Гостиница для священников42. Гостиница для паломников43. Колодец преп.
Антония44. Колодец преп. Феодосия45. Паломнический отдел Киево-Печерской
Лавры, 39-корпус.
Пещеры – будто сердце, так там все живо, так хорошо, не хочется уходить! Стоишь в маленьком пещерном храме, низкие своды, человек двадцать молящихся. Ощущение удивления – ты в толще земли, пронизанной ходами, ископанными руками преподобных отцов, и сами они – рядом. Здесь покоятся столько преподобных, которые в Духе во сто крат живее, чем ты сам, стоящий рядом с их мощами…»

Антоний и Феодосий Печерские.

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Св.преп.Антоний Печерский.

Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благосло-вением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.

Св.преп.Феодосий Печерский.

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери — женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Комментарии

Дата: 2013-11-23
Галина:
хочу отметить тот факт, что по приезду домой из этого святого места, я поняла что у меня не болит спина, как раньше  болела, вот уже неделю хожу, и думаю что я недостойная сподобилась такой благодати, благодарю Бога и святых угодников Киево-Печерских за чудо,  всем желаю мира и добра. 
Дата: 2013-06-05
Ирина:
Спасибо. Другие статьи пролистывала, а на Вашей задержалась прочитала. Собираемся в Киев с мамой в июле, очень пригодится Ваша информация.
Дата: 2012-11-29
кристя:
мне очень понравилось!!!
Дата: 2012-04-12
роберт:
у меня находится хромолитография Е.И.Фесенко 1911г.
Дата: 2011-10-11
Людмила:
Здравствуйте.В фотоальбоме ,посвященном Киево-Печерской лавре, допущена ошибка. В подписи к фото ” Три патриарха” .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *