Просмотров:   1034

Подвижники благочестия Костомаровских пещер

Страницы: 1 2

Отец Андрей

ПРЕДСКАЗАНИЕ отца Петра, сказавшего: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка», — сбылось после открытия пещер в послевоенное время.
Это вероятно о нем писали отрицательно настроенные к православию представители местных властей: «В первые годы после открытия пещерной церкви в ней подвизался юродивый по имени «Андрюшка». Он украшал себя крестами, надевал повязки верующим на рукава и называл этих людей избранниками божьими. О действиях «Андрюшки» было сообщено прокурору на предмет привлечения его к уголовной ответственности, «Андрюшка» сбежал, и тем дело о нем закончилось» [ГАВО, л. 142-143].

Отец Андрей — в миру Андрей Васильевич Попов, уроженец села Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области. Он сам вспоминал о себе: «Остался я сиротою от матери в 5 лет и до 12 лет жил с родным отцом. Он дал мне благословение идти на Божий путь»1. Когда Андрею исполнилось 12 лет, у него умер отец.
Жизнь сироты складывалась очень трудно. Его брат Филипп с женой относились к нему плохо. Сжалившись над ребенком, дядя снохи решил научить Андрея сапожному делу. Но, видимо, Господь судил иначе. «Ударю молотком по изделию, — вспоминал в дальнейшем отец Андрей, — а мне видится на нем лик Божий. Пришлось оставить это занятие».
Когда Андрей подрос, родственники, живущие с ним, стали принуждать его жениться на племяннице снохи, лицо которой было обезображено оспой. Они сказали ему: «Если не женишься, — то иди, куда хочешь». Андрей был вынужден согласиться с невольным браком.

Обет служения Богу Андрей Васильевич дал в одном из сражений во время Великой Отечественной войны, в которой он принимал участие.
В тяжелом кровопролитном бою погибли все его сослуживцы. Повсюду рвались снаряды, навстречу шла колонна вражеских танков, казалось, в этом «аду» не может выжить ни одно живое существо. Андрей Васильевич был ранен, с трудом переполз в свежую воронку. Тогда он взмолился Царице Небесной, дав при этом обет, что, если останется в живых, то посвятит свою жизнь служению Богу.
В это время на воронку наехал вражеский танк, развернулся над ней и уехал. После боя раненого подобрали подоспевшие русские солдаты и переправили в госпиталь. Придя в себя после операции, Андрей Васильевич первым делом стал искать крест, полученный в благословение от отца. Успокоился солдат лишь когда нашел крест.
Возвратившись после войны домой, Андрей Васильевич стал часто ходить в дома, где собирались верующие села для совместной молитвы, так как действующего храма в селе не было. На это его жена заявила прямо: «Будешь ходить туда, отрублю голову». Ну, что ж, истинны слова Спасителя: «Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели меня, не достоин меня; и кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин меня. И кто не берет креста своего и следует за мною, тот не достоин меня» (Мф. 10, 35-38).

Андрей Васильевич решает покинуть свой дом и направиться в Костомаровские пещеры, слава о которых шла далеко в округе.
В одно время с ним в Костомаровские пещеры приходит и другой подвижник — слепой Иаков. Еще живы очевидцы, которые помнят его высокую фигуру, одетую в любое время года в одну и ту же брезентовую одежду. Полное имя Иакова — Иаков Иаковле-вич Шумейко. Родился и жил Иаков на улице Герино села Лосево Павловского района. В отличие от Андрея Васильевича, Иаков не жил постоянно при пещерах, а лишь временами, сопровождаемый поводырем, приходил туда. До самой своей смерти, происшедшей около 1969 года в селе Лосево, он помогал больным людям своими молитвами, а также костоправством, раздавая принесенные ему продукты нуждающимся.

Вскоре после прибытия в Костомаровские пещеры Господь сподобил этого великого подвижника даром прозорливости, и к Андрею начинают относиться как к старцу, спрашивая совета в разных обстоятельствах. Отец Андрей возложил на себя, подобно Петру,
подвиг юродства, отвечая на многие вопросы иносказательно и не всегда понятно на первый взгляд (как об этом свидетельствуют жители села Костомарове).
Часто отец Андрей плакал за погибающий мир. Но были на его щеках и слезы радости, когда в обитель приходили верующие люди. Встречая их, он говорил: «Пойте все “Слава в вышних Богу и на земли мир
Как позднее вспоминал сам отец Андрей*:
«Голубей и голубок, летящих со всех сторон, встречал я с радостью большой, но сердце мое горело, что мало труда я положил,
но Господь мне милость свою послал и благословил мне снова потрудиться, алтарь вырыть святой в горе для мира.
И помог нам Господь в трудах неусыпных — и кончил алтарь я святой, и народ весь печальный и скорбящий бежал в гору святую, и укреплялась вера».

По рассказам очевидцев, отец Андрей занимался устроением придела святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Спасском пещерном храме, а до него подобной деятельностью, но главного алтаря Спасского храма, занимался блаженный отец Петр.
Костомаровская община верующих отличалась большим гостеприимством. По свидетельству очевидцев ее члены так встречали паломников, — «всех кормили, поили и на дорогу давали подарок».
Незадолго до полного закрытия Костомаровской обители представители безбожной власти во главе с председателем сельского Совета села Юдино, жестоко избили отца Андрея, прижигали его бороду свечами, издевались над ним и хотели арестовать его. Но Господь этого не допустил. А вот председателя сельского Совета вскоре после этого бесчинства парализовало, и он искал отца Андрея, чтобы просить у него прощения. Но найти не смог, так как тот скрылся от людских глаз, начав новый тяжелый подвиг, — подвиг затворничества.
Но об этом позже. А пока вернемся к событиям, связанным с его трудами при вновь открывшихся после войны пещерах.

Лирически иносказательно говорил об этом сам отец Андрей:
«Святая гора несколько лет плакала и тянули с нее все иконы и из горы растащили все. И рыдала она, та святая гора, и просила она себе защиты у Небесного Царя. Чтоб Господь — Небесный Царь ей защиту подал, золотые замки и ключи подобрал.
Золотому замку Господь милость подал, вооружив крестом во святую гору послал.
Молодой подвижник идет и с собою золотые замки несет. И ключи у него на руках, и молитва в сердце и устах. И гора приняла молодого отца, чтобы он управлял, открывал и запирал. Молодой подвижник Божий храм охранял, ключом золотым замки открывал и запирал. И стал он звонить во все стороны, говорить людям слова Божии.
Потекли ключами источники, услыхавши, пришли рабы Божии. Принесли свои труды, образа Божии на освящение. И их там же принимали, в Божий храм их посылали, и летит туда пчела ко источнику она. И спешат со всех сторон, Божий храм весь наполнен. А подвижник молодой зажигает свет иной
Налетели супостаты и разбили там замок Там была сестра молодая, взяла тот замок с золотым ключом, и несла она его на плечах своих. И явился тут Ангел с Небес, и взял тот замок у нее с плеч, и понес его туда в эфир голубой на небесные круга. И там его исцелил и обратно прилетел в Новый Иерусалим.
А тебе, сестра, награда будет, — сам Господь в Царствии Небесном не забудет, и как вернемся мы в храм, позовем своих со всех мы стран
Отрывок из написанных в дальнейшем затворе «псалм», приведенный выше, раскрывает, как нельзя лучше, события, происходившие вокруг пещер. Та «сестра молодая» жива и по сей день, именно она передала рукопись отца Андрея автору и много рассказала о нем.

О ней и о событиях, связанных с избиением отца Андрея, говорится в другом его «псалме», называющемся «Молодой подвижник».
Молодой подвижник
Продолжал я жить на святой горе, но вражья сила прикоснулась ко мне. Разбили мне голову, и кровь полилась, духовная сестрица на помощь явилась Обвязала мне голову платочком она, и в путь далекий меня повела. Сперва мне было трудно идти по тернистому пути, но силы набрался, у Бога я их испросил, и дальше продолжали с сестрою идти.
В походе мы были ночною порой, и мороз трещал под нашей ногой. Голова больная и шумит и гудит, а мы продолжаем вперед все идти, но Господь помогал и крепил нас в пути, и силы давал нам с сестрицей в пути.
И просим на помощь Небесную Силу, и Ангелов просим своих, и Матерь Святую на помощь мы просим, чтоб пришла исцелила меня.
И Матерь Святая меня услыхала, молитву и горячие слезы мои, пришла прикоснулась к больному страдальцу, и все исцелилися раны мои.
И Матерь Святая сказала: «Окрепнет твоя голова, Господь тебе даст и силу, и мудрость, назначен ты будешь на гору святую, пасти Его стадо овец. За то ты получишь награду от Бога и вечный венец золотой.
И молишь ты Бога за мир православный, и душу свою отдаешь, и примет тебя гора святая, и будешь пасти мое стадо всегда
Но будут еще заблудшие овцы, ты их разыщи поскорей, и всех приведи в мое стадо святое, и положу свою печать на всех их.
А ты весь больной и разбитый с израненным сердцем твоим, борись с врагами, Господь пошлет тебе силу и крепость

Поистине удивительны незамысловатые слова отца Андрея, которые рассказывают нам о том, как была дана ему помощь свыше, а также о призвании его Божией Матерью на пастырское служение.
Итак, после столь явного гонения на него, отец Андрей, подобно древним подвижникам, затворился в скрытой от посторонних глаз пещере, проведя здесь в посте и молитве 13 лет.
Уходя в затвор, он говорил:
«Дорогие братья и сестры, сегодня я ухожу от вас, и стану я в столпе на молитву, с горячей слезой молиться за весь православный мир и со врагом бороться в тяжелой борьбе
А вас всех прошу, дорогие, не идите широким путем, ибо путь широкий для мира — есть погибель для души.
Не забывайте слова мои, берите свой крест вы в руки и возлагайте на плечи свои. Просите у Бога терпенья

Только Господь знает, какие телесные подвиги пришлось понести отцу Андрею, учитывая, помимо всех прочих трудностей, труднопереносимые условия жизни в пещерах — большую влажность и холод. Но для любого подвижника не это является самым трудным, а та брань, которую, по словам апостола, приходится вести «не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (Еф.6,12). О подобной брани автору как-то говорил один из старцев Санаксарского монастыря: «Мы здесь сражаемся с голубями, а они там, в пещерах, — со львами».
Отец Андрей писал об этой борьбе вот как: «Часто бываем разбиты от ударов вражеских сил нападает тоска и печаль, но Господь посылает небесную силу побеждать врагов».
О своей тяжелой телесной и духовной брани он оставил также следующую запись — «псалму»:
«В золотом столпу я, бедняжка, стою и часто болею я в нем… Все тело горит и крючком меня жмет и ложусь на свою я постель трудовую.
В золотом столпе негде повернуться мне, весь измученный я с постели встаю. Перед иконою Богоматери в горячих слезах я ниц падаю. Прошу всех святых и Божию Матерь не оставить меня беспомощного…
И слышит Господь молитвы мои, посылает Ангела с Небеси исцелить меня в болезни и в скорби моей, утешить меня безутешного…
Молодой подвижник в золотом столпу борется со врагом, побеждает его.
Матерь Пресвятая побыла со мной, все мои болезни исцелила вновь.
Матерь Пресвятая отходит, удаляется, вражья сила ко мне приближается, начинает мучить телеса мои, и весь я измучен, стою весь в крови.
И будем бороться, пока победим, хотя же и трудно бороться-то с ним. Но я проливаю пот ручьем и кровь за мир православный отдаю… я вновь. Иссыхает тело и кости мои, а за вас, собратья, Господа молю. Чтоб помиловал и снял бремена, и народу будет радость навсегда.
Золотой столп блестит и сияет он, молодой подвижник не унывает в нем. За мир православный труды он кладет и к своему сердцу всех он призовет.
И будет ждать время и сроки свои, когда окончит подвиг, придет он в гору на покой свой.
Тогда будет радость во святой горе и мир вострепещет, ужаснется, и воззрят горе.
Что был он пропавший и нашелся он, и гора святая зацветет в нем вновь. Разными цветами зацветет она, душистые ароматы распустит она.
Три креста святые на святой горе стоят. Это наша память для мира дана. Чтоб не забывали про наших отцов.
Отцы, наши братья молятся о всем. За мир православный с горячей слезой, чтоб Господь дал миру следить за собой. И чтобы помиловал и вознаградил и в вечные обители их водворил.
А вы, братья и сестры боголюбивые мои, не забывайте про наших подвижников, отцов, братьев, — подавайте милостыню для них.
А Матерь святая и вас наградит, -в Небесное Царство вас вселит.»
Как видим, в особо трудные минуты духовной борьбы отец Андрей просил заступничества у Божьей Матери.

После себя он оставил также следующую запись:
«В золотом столпе я бедняк скорбел день и ночь, и в слезах просил Божью Матеръ Чтобы крепость и силы дала и сказала, что в сердце твоем умиленном буду жить с тобой навсегда. Наставлю на путь и дорогу в небесный я рай приведу и покрою своим омофором»

Очевидцы рассказывают, что молился отец Андрей так, что одежда на нем ветшала от пота.
Много таких «псалмов» написал отец Андрей во время пребывания в затворе. В этих простых, порой незамысловатых поэтических произведениях чувствуется глубина искренней веры отца Андрея, его духовные скорби и радости. В них отец Андрей отразил некоторые факты своей биографии, а также нравоучительный аспект православной веры и пророческие видения, понять которые из-за их образности порой весьма сложно.
Форма написания духовных произведений в виде так называемых «псалмов» или на диалекте — «псальм» была издавна широко распространена в среде простого русского народа. Свое название они получили по аналогии со псалмами Ветхозаветного царя Давида. И сейчас можно увидеть, как написанные в народной среде «псалмы», переписываются простыми верующими друг у друга, а затем поются или читаются на молитвенных собраниях.

Находясь в затворе, отец Андрей написал также акафист «Второму пришествию Иисуса Христа» и перерисовал красками (используя вместо кисточки спичку) изображение Киево-Печерской Лавры 1805 года.
Перед началом подобных трудов он много молился и клал поклоны. Так, например, перед написанием одного «псалма» он клал 700 поклонов. И не случайно о своих произведениях он писал: «Кто это будет читать, то на нем будет благодать этого печерского раба Андрея…».
В пещере-келье, где затворился отец Андрей, от Вознесения до Успения не загорались свечи и лампады. В полной темноте он клал со слезами поклоны. И лишь когда наступал праздник Успения
Пресвятой Богородицы, келья озарялась светом — от полученного сныше разрешения гореть огню. Почему свет загорался лишь на Успение? Возможно, потому что скрытый древний подземный храм, мог быть освящен именно в честь этого праздника, согласно древний традиции, существовавшей на Руси.

Тринадцати летний период затвора в жизни отца Андрея, возможно, был тесно связан с катакомбной церковью. Интересные сведения о катакомбной церкви мы можем почерпнуть в трудах историка Д.В. Поспеловского.
Само понятие «Катакомбная церковь» достаточно широкое. Во шгешнем плане оно выражается в подпольном, катакомбном характере существования некоторых церковных общин, незарегистрированных местными властями. Внутренние же причины, толк-иувшие часть верующих уйти в катакомбы, в переносном и прямом смысле этого слова (подземные сообщения, пещеры) были весьма различны:
1) вследствие неприятия Декларации митрополита Сергия от 1927 г. о лояльности к советской власти;
2) по причине невозможности получить разрешение на регистрацию официальной церковной общины;
3) по причине понимания необходимости поддерживать нелегальную жизнь церкви, считая отношения между государством и патриархией слишком хрупкими, а статус последней ненадежным;
4) вследствие неприятия официальной политики патриархии, по признавая при этом благодатность священства легальной церкви и окормляясь у тех пастырей, которым лично доверяли.
Некоторые видные архиереи, опасаясь всеобщего уничтожения 1шдимой Церкви, рукополагали большое количество тайных священников. Так, например, во время хрущевских гонений на Церковь, такую деятельность активно практиковали глава Отдела внешних церковных сношений РПЦ митрополит Никодим и митрополит Иоанн (Вендланд) Ярославский, рукоположившие несколько сот тайных священников. Подобная практика осуществлялась и ранее.

Традиционно Воронежская область относилась к тем областям, где сосредоточение катакомбных общин было особенно велико. Возможно, этому способствовала активная деятельность, развернутая здесь еще в 20-е годы викарным епископом Воронежской
епархии Алексием (Буем), занимавшим твердую антисоветскую позицию.
Но отношения не всех владык было одинаково к катакомбным общинам. Вероятно, этому способствовала сама деятельность некоторых из них, занявших крайне радикальную позицию, вплоть до непризнания таинств официальной Церкви Московской Патриархии. Интересно мнение патриарха Алексия I о катакомбниках. «Когда… митрополит Киевский Иоанн (Соколов) однажды пожаловался патриарху на то, что в его епархии особенно активна катакомбная церковь, патриарх… ответил: «Вы должны не жаловаться, а благодарить Бога, что в вашей епархии так много мужественных христиан, не подклонивших выю атеизму, как это сделали мы. Их молитвы однажды спасут нашу Церковь». Если бы «катакомбные» состояли из одних воинствующих, патриарх вряд ли был бы так к ним благосклонен».

По истечении 13 лет отец Андрей выходит из затвора и начинает странствовать по святым местам. Закончилось данное ему свыше послушание. Перед выходом из затвора прилетела птица и стала бить клювом о скалу рядом с пещерой, в которой находился отец Андрей. Отцу Андрею с каждым ударом птицы слышалось: «Пора выходить, пора выходить». Он понял, что закончилось отведенное ему Богом время прибытия в затворе. Люди, встречавшие его после затвора, замечали необыкновенно белый цвет лица старца, и как бы отпечаток на нем благодати Божией. Он казался неземным человеком.
По рассказам некоторых очевидцев, ко времени выхода отца Андрея из затвора, он уже носил титул архимандрита. Этот рассказ отчасти подтверждается фотографией (см. фото 45 на стр. 69), на которой отец Андрей одет в иерейские одежды. На облачении видны наперсные кресты. Один из них благословение преподобного Кукши Одесского (1875-1964 гг.), прославленного в 1994 г. как местночтимого святого.

За несколько лет до смерти, отец Андрей тяжело заболел и был вынужден оставить подвиг странничества. Он поселился в одном из сел Лискинского района в благочестивой семье. Здесь произошел один интересный случай, характеризующий силу его молитвы.
Стояла сильная засуха. В дом зашла соседка, сетуя вслух: «Когда кг пойдет дождь?». На это отец Андрей заметил: «Когда все скажут — Господи помилуй». Соседка ушла, он попросил принести гм у ведро воды и, несмотря на тяжелую болезнь, долго над ним молился. После этого попросил вылить ведро под куст картошки, сказав, что скоро будет такой дождь. И действительно, к вечеру |«)шел сильный ливень, причем шел он лишь в одном месте. В округе начали говорить, что, наверное, там живет подвижник.

Умер отец Андрей в 1982 году и похоронен на кладбище одного из сел Лискинского района. Верующие, чтущие его память, приходит на могилу отца Андрея со своими бедами и обращаются к нему за помощью, получая ее.
Незадолго до смерти отец Андрей видел сон. Предстал перед ним город, сияющий, как солнце. От сияния на него даже было тяжело смотреть. В городе было многолюдно, и когда отец Андрей стал проходить в ворота, то многочисленные жители расступились и пропустили его. Слушающей рассказ об этом сне женщине он сказал, что видел там ее родителей и военного.
Когда отца Андрея похоронили и взглянули на соседнюю могилу, то увидели там фотографию военного. Присутствующие подумали, что тот сон был предзнаменованием его скорой смерти и загробной судьбы.
Среди «псалмов», оставшихся после отца Андрея, был найден и :тот, как нельзя лучше отражающий предсмертное состояние его души:
«Радостно, радостно шествую в путь в вечный покой, где могу отдохнуть.
Хоры спасенных навстречу пойдут, радостно к вечному дому зовут.
Скоро окончу путь свой труда Чуждым не буду скитаться душой, радостно встречу я отдых святой. Там все друзья пред Иисусом стоят, в пламени вечного счастья горят.
И воспоют с восторгом души: «Радостно, радостно, к нам поспеши». Сладкого пенья голос звучит, сердце стремление к небу живит.
Звуки чудесные радостны мне, радостно шествую к дивной стране. Смерти оковы меня не страшат, встретит меня бестрепетный взгляд.
Смерти закон был Христом побежден, радостен мне и не страшен мне он.
В вечности утро там ярко взойдет, смерти не будет и горе пройдет.
Дивному Богу тогда воспою, радостно в вечно прекрасном раю.»

После смерти сбылись некоторые предсказания отца Андрея. Так, он говорил, что наступит время, когда будет совершаться большое количество богослужений, священников будут показывать по телевидению. Храмы построят даже там, где их не было. По дорогам будут поставлены иконы.
Предсказывал отец Андрей и возрождение Костомаровской обители. Обращаясь к одной из верующих, он говорил: «Пташечка моя — сколько будет во Святом Новом Иерусалиме матерей». Новым Иерусалимом он называл Костомаровскую обитель.
Еще, по-видимому, пророчествуя о том же, он писал:
«Вот там (на святой горе) радость воцарится и будет вечно веселиться, зацветут там все цветочки и расцветет там виноград и возрадуется небесная сила, и запоют все ангелы хором
И затрепещет земная природа и возрадуется вся земля, и потекут со всех сторон народы, к матери нашей, святой горе, и получат там изобилие виноградных плодов»
И в другом месте:
« еще немного времени, гак придут сюда столпы.
Зацветет гора цветами и благоухание пойдет.
И потекут со всех сторон народы послушать слова Господа Христа и получить там благодать.
И гора святая всех будет радостно встречать, поить, кормить и утешать»
Хотелось бы в свете пророчеств, сделанных отцом Андреем, привести более обширную выдержку из его «псалмов».
«Как в одной деревне столп возрастал и мало-помалу свет он подавал согревал он сердце, и миру отраду давал.
Утренней зарею слезы проливал. Я земля принимала те слезы его, плоды приносила для мира всего.
И стоит столп и блестит во все края, стоит над селеньем, кругом него тьма. Но он освещает, забивает тьму…
Золотой столп крепнет, помалу растет, для мира отраду он подает.
И придет то время, как столп возрастет и скоро двинется, на гору придет.
Гора засияет, зацветут цветы, как на гору взойдут, запоют они. Два столпа сойдутся на горе святой, прославят там Бога — дивен в чуде-сех, для всего народа радость принесли.
И будут рассказы для спасения и всему народу удивления.
И вросший столп в землю выйдет сверх горы, и сойдутся вместе три столпа на святой горе.
Засияют светом небесным они, для мира спасение и для всех людей дивные премудрые чудеса творить.
Три столпа посменно будут выходить, по святой той горке людей проводить.
И младший столп зацветет, и гора святая запоет, что открылась радость на горе святой,
И там построится монастырь большой. Игуменьи там будут управлять, а три столпа блаженных будут все летать и народу будут чудеса творить, и люди будут в монастырь ходить и милостыню в монастырь носить, для отцев и братьев и нашим сестрам, для укрепления тела и души спасения. И эта милостыня соединяет нас и навеки в царство Бога нашего отправляет вас,
И гора святая управляет нас и всему народу подает указ. Что гора прикажет то и выполняй, потому что там три столпа стоят, укрепляют гору, чудеса творят.
И монастырь крепнет на святой горе, и Бога славят во век навсегда, и не забывают прославлять Творца и Матерь святую Его.
А Матерь Божия покроет всех нас от скорбей печалей, защиту подает и мир православный покроет от зла и всех приходящих ко святой горе.
Что столпы сияют на святой горе, и рай процветает и приплод дает, потому что там будет Новый Иерусалим.
И будут стекаться в Новый Иерусалим, и будут отраду получать они
И славить будем, прославлять Творца и небесных воинств будем без конца.»

Говорил он также, что будут некоторые священники, подобные волкам в овечьей шкуре, которые разгонят стадо; а также: «Сейчас сеют на редкое решето, а потом будут сеять на густое». Последней фразой он, по-видимому, хотел сказать нам о временах гонений на православие, которые должны наступить после его расцвета.
Господь дал нам время на покаяние. Сколько оно продлится -зависит от состояния души каждого человека. В переживаемую млми эпоху, оторванную от отеческих корней и традиций, особенно илжно слышать дыхание Творца, которое легким дуновением, проносясь сквозь лабиринты Костомаровских подземелий, отогревает м.нни озябшие души. Здесь ощущается величие подвига наших предков. В смирении застываешь в тишине пещерного храма, невольно понимая, кто — они и кто — мы.
Но хочется верить, что Господь не презрит смиренную душу ней кого православного человека.
Хотелось бы закончить повествование о старце Андрее его же словами:

«И царство получите в небесном раю за то, что ходили на гору мою.
И венцы золотые получите вы за то, что посещали источники мои.
И славьте вы Бога, и славьте Творца, и Матерь Святую во век без конца.»

Страницы: 1 2

Комментарии 1

Добавить комментарий